Материал предоставлен http://aksenov.ru

Обман вольный или невольный

Я постоянно повторяю мысль о том, что в учебных заведениях так много обмана, что они вполне могут соревноваться со страховыми компаниями. И мне все равно, какой это обман: вольный или невольный. Главное, что обман существует.

Почему возникает этот обман? Обман возникает потому, что в обыденной речи мы используем много слов и мало терминов.

Предположим, сначала я задаю вам правильный вопрос: «Вы помните, кто был последним русским царем и первым русским императором»? Вы говорите: «Помню, это был Петр Первый».

Но очень часто в бытовых разговорах мы задаем друг другу вопросы неправильно: «Вы знаете, кто был последним русским царем и первым русским императором»? Вы отвечаете: «Знаю, это был Петр Первый».

В неправильном диалоге вместо слов «помните» и «помню» фигурируют слова «знаете» и «знаю». Это слова. Это не термины. А у слов смысл мнимый, то есть не определенный, не точный, не однозначный. И от этого начинаются заблуждения.

Если вы произносите словосочетание «я знаю», то получается, что вы обладаете знаниями.

Какими знаниями? Знаниями о том, что Петр первый был последним русским царем и первым русским императором.

Из этого следует, что информация про Петра Первого является знанием.

Но так ли это? Имеет ли право данная информация называться словом «знание»?

Нет. Знания — это информация, позволяющая достичь цели. А информация про Петра Первого не предназначена для того, чтобы с её помощью учащиеся достигали какой-либо цели.

Поэтому информация про Петра Первого — это не знания, а сведения. И когда вы зазубриваете содержание учебника истории, то никаких знаний вы не получаете, потому что там их нет. Там есть исторические сведения.

Для расширения общего кругозора рассмотрим и второй случай образовательного обмана. Многие вузы приглашают к себе абитуриентов обучаться по направлению «Мировая экономика». Предположим, вы завершили обучение по данному направлению и получили соответствующий диплом.

Согласитесь, звучит очень привлекательно: «Мировая экономика»!!! Сразу хочется восхищаться.

Но я — человек приземленный, поэтому меня интересует, куда и на какую должность вы пойдете устраиваться после института, чтобы с этой должности управлять мировой экономикой?

В ООН? Но оттуда не управляют мировой экономикой. В колхоз «Заря»? Но там нет мировой экономики. Тогда куда?

Вы видели хоть одного человека, который управляет мировой экономикой? Вы знаете, как называется должность, с которой управляют мировой экономикой? Как вообще со стороны выглядит работа под названием «управление мировой экономикой»? Никак, потому что такой работы в реальности не существует вообще.

Но если кто-то готовит специалистов для работы, которая в реальности не существует, то как это называется, если не обман? Симуляция обучения?

На белом коне может приехать конюх, а не рыцарьЗнания или симулякры знаний