Помучившись в длительных хождениях по рынку, производители товаров начнут искать какие-то способы упрощения обмена.
Первое, что может прийти им в голову, будет звучать примерно так: «Свою продукцию мне необходимо менять не на любой товар, а на самый ходовой. Если плуги хотят приобрести 5 % участников рынка, серпы - 8 %, а горшки - 65 %, то мою продукцию лучше всего менять на горшки, потому что тогда у меня будет больше шансов обменять горшки на то, что мне нужно».
Для того, чтобы избавиться от лишних сложностей и бесконечных хождений по рынку при обмене продукцией, производители начали менять свои товары сначала на «самый ходовой товар», а потом этот «самый ходовой товар» менять на нужные вещи.
Обмен товарами по схеме «товар на «самый ходовой товар», а «самый ходовой товар» на товар» более удобен и приемлем, чем простой прямой бартерный обмен по схеме «обычный товар» на «обычный товар». Тому есть две причины.
Во-первых, очень сложно сразу же найти того покупателя, которому подойдет ваш товар, и товар которого подойдет вам. Обменивая свой товар на «самый ходовой товар», вы избегаете необходимости искать тех редких обладателей нужной вам вещи, которые согласятся на прямой обмен.
Во-вторых, вы получаете в виде оплаты за свой товар универсальное средство приобретения любых других товаров. Для этого достаточно осуществить последующий, вторичный обмен вырученных от продажи «самых ходовых товаров» на любой интересующий вас товар. При этом вопрос, что именно приобрести, можно решить после получения «самого ходового товара», а это намного удобней прямого обмена, при котором решение приходится принимать сразу.
Таким образом, из всех имеющихся на рынке товаров начали выделяться «самые ходовые», пользующиеся наибольшим спросом.
Сначала перечень «самых ходовых товаров» был достаточно широк. В этом перечне упоминаются кожи, меха, соль, табак, ракушки, сушеная рыба, зерно, вино. Но такой вид товарных денег был чрезвычайно неудобен - кожи и меха повреждаются молью, соль, табак и зерно портятся от воды, вино прокисает, а сушеную рыбку мог оприходовать любимец семьи - кот Василий.
Наиболее ходовым товаром в докапиталистическом обществе среди широких слоев населения все-таки был скот. Поэтому скот и деньги у древних народов имели одинаковое наименование (например, по-латыни пекус -скот, а пекуния - монета). Отсюда и слово «пекарь», то есть человек, «выпекающий» в горячей печи монеты.
На первый взгляд может показаться, что в древнем обществе, как и у нас, наибольшим спросом должны были пользоваться продукты питания и бытовая утварь: ложки, кастрюли, горшки и т.д., потому что они нужны всем без исключения.
На самом деле, в то время все продукты и вещи производились практически в каждой семье, поэтому желающих приобрести их на рынке было немного. Несмотря на то, что вещами повседневного спроса пользовалось большое количество людей ежедневно, спрос на рынке на эти вещи в древнем обществе был небольшой. Подавляющее большинство людей в древнем обществе проживало в бедности и приобретало только то, без чего, действительно, нельзя обойтись.
Бартерные сделки | Самый ходовой товар должен быть редким |