Для того, чтобы приобрести необходимые вещи, следовало отдать излишки товаров, произведенных в своей семье. У кого излишков было больше, тот мог приобрести на рынке больше товаров. У кого излишков было мало, тот мог приобрести только самое необходимое, да еще и должен был торговаться с утроенной силой.
Весь накопленный опыт рыночных обменов подталкивал производителей товаров к мысли о том, что самый ходовой товар не тот, которым пользуются каждый день все люди без исключения, а тот, который нужен людям, имеющим самые большие излишки (богатым людям).
Но что в те далекие времена могло требоваться богатым людям? Еда? В их хозяйствах силами рабов или наемных рабочих производилось еды с избытком. Повседневная утварь? То же самое.
Скот, действительно, был наилучшим товаром. Его удобнее было накапливать, он достаточно долго жил.
Однако и здесь возникает маленькая проблема. Как только мнение достаточно широких масс людей склоняется к тому, чтобы «назначить» какой-то товар «самым ходовым», так у производителей начинает возрастать желание произвести именно этот товар. Если сегодня ходовым товаром будет признан скот, то завтра поголовье скота возрастет в десять раз. Желающих продать скот станет больше, чем желающих купить, и «самый ходовой товар» автоматически перестанет быть «самым ходовым».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что скот мог быть самым ходовым товаром только до тех пор, пока постоянные войны и прочие бедствия мешали бедным людям разводить его в достаточном количестве. Как только поголовье скота начинало увеличиваться, так его звание «самого ходового товара» начинало падать.
Итак, накопленный опыт убеждает торговцев в том, что «самый ходовой товар» должен быть редким товаром, общее количество которого не может быть резко увеличено.
Выделение самого ходового товара | Благородные металлы — предшественники денег |