Когда мы рассуждаем про начинающую жену, которая варит рассольник, то должны отметить, что она могла действовать чуть-чуть иначе: не читать алгоритм с листа бумаги, а загрузить текст в свою память, чтобы потом выполнять алгоритм по памяти.
Это ничего не меняет в нашем рассказе о нейросетях. Когда мы говорим о жене, готовящей рассольник, то понимаем, что её нейросеть формирует динамический рисунок для тех мышц тела, которые работают во время приготовления пищи.
Но у человека много других мышц тела. Например, чтобы прочесть вслух стихотворение «В лесу родилась елочка», нужно выполнить работу языком, а также другими мышцами гортани и лица.
Для мышц гортани и мышц лица нейросеть тоже может сформировать динамический рисунок.
Какая разница, для каких мышц она будет формировать динамический рисунок?! Нейросети это безразлично.
Если у человека сформировался динамический рисунок для языка и мышц гортани, то человек может прочесть со сцены стихотворение, может спеть песню, может пересказать содержание учебника истории преподавателю в школе.
Как правило, в таких случаях мы говорим, что человек запомнил стих или песню.
На самом деле он ничего не запоминал, а просто накопил опыт нейросети для мышц языка, гортани и лица.
Чтобы быстрее накопить опыт при заучивании стиха или песни, человек произносит текст вслух, стараясь делать это наиболее выразительно.
Но такой путь, при котором опыт накапливается для мышц тела, является малоэффективным.
Если вы знакомы с процессом майнинга (производством криптовалюты с помощью майнеров), то знаете, что майнеры, которые работают с видео (работают на видеокартах), достигают гораздо больших результатов.
Человеческий разум устроен аналогичным образом: он работает с картинками гораздо эффективнее, чем со словами.
Отсюда следует вывод: чтобы человек стал более талантливым, надо с самого детства при запоминании любых текстов рисовать в своем воображении яркие чувственные картинки.
Способность рисовать яркие чувственные картинки в своем воображении — это основа таланта. Почему так?
Потому что в таком случае нейросеть меняет способности не мышц, которые принадлежат телу, она меняет способности воображения, которое принадлежит разуму, которое является языком человеческого разума.
Когда мы накапливаем в нейросети опыт для мышц, то совершенствуем тело, а когда накапливаем опыт воображения, то совершенствуем разум.
И последнее: мы все время рассматриваем ситуацию, при которой алгоритм превращается в опыт. Но ведь может быть всё наоборот.
Вспомните нейросеть «АльфаЗеро», которая произвела революцию в шахматах. Ей вообще не сообщали никаких алгоритмов шахматной игры. Её не учили играть в шахматы. Её учили самообучаться.
В процессе самообучения она накопила потрясающий опыт. И вот теперь ведущие гроссмейстеры пытаются превратить её опыт в новые алгоритмы шахматной игры, в новую шахматную теорию.
То есть в нейросети роды могут оказаться симметричным процессом: алгоритм может родить опыт, но и опыт может родить алгоритм.
Если опыт родил алгоритм, то этот алгоритм можно записать на бумаге и передать текст другим людям, которые, пользуясь новым алгоритмом, создадут себе новый опыт.
Вот поэтому в мире бизнеса существуют два термина: «формализованные знания», к которым относят алгоритмы, написанные на бумаге, и «неформализованные знания», к которым относят опыт, сформировавшийся в нейросети какого-то сотрудника.
В бизнес-инкубаторах все неформализованные знания стараются перевести в формализованные знания, чтобы другие сотрудники тоже могли профессионально обогащаться.
Формализованные знания (алгоритмы) - это опыт, который эксплицировали, которому придали форму алгоритма, который стал видимым для других людей.
Домашнее задание про Вавилонскую башню | Процесс воспитания ребенка и информации |