Еще раз нарисуем себе образ начинающей жены. Сначала она варит рассольник, пользуясь алгоритмом, написанным в поварской книге. Когда в нейросети жены опыт (динамический рисунок) сформируется полностью, она будет готовить рассольник без помощи книги.
Это значит, что её нейросеть изменила свое состояние — наполнилась опытом. Сеть стала квазибесцветной, то есть окрасилась в цвета и антицвета.
Теперь жена с окрашенной нейросетью готова переводить продукты из состояния А в состояние Б (в состояние вкусного рассольника) в автоматическом режиме (на автопилоте).
Точно так же человек можете накопить любой другой опыт, например, опыт работы с информацией: человек берет карандаш и на листе бумаги в столбик перемножает числа; человек берет ручку и составляет тот или иной бухгалтерский документ.
Эти картинки позволяют нам сказать пару слов о памяти нейросетей. Если нейросеть сделать рекуррентной, то есть соединить нейроны между собой трубочками так, чтобы сигнал бежал не в одну сторону (от шариков первого слоя к шарикам второго слоя и далее), а возвращался назад, образовывал многочисленные маленькие колечки и бегал по этим колечкам какое-то время, то образуется устойчивая диссипативная структура.
Устойчивая диссипативная структура — это своего рода солитон, который имеет сложную форму. А солитоны не разрушаются долгое время.
Чем чаще происходит повторение опыта, тем прочнее становится диссипативная структура, тем дольше мы помним ту или иную информацию, связанную с этим опытом.
Программисты не используют в своей речи термин «диссипативные структуры», они используют другой термин - «узел». Но, по сути, это ничего не меняет: «сеть, построенная из узлов» — это то же самое, что «сеть, построенная из ячеек диссипативной структуры».
Вспомните ячейки в неустойчивости Бенара. Одна ячейка — это, по сути, обычная, примитивная спираль, по которой движется жидкость.
А узел является более запутанной, а потому более сложной структурой, чем примитивная спираль диссипативной структуры. Узел получится, если взять примитивную спираль и запутать её в сложный клубок.
Рекуррентные сети, которые сейчас пытаются создавать программисты, интересны еще и тем, что они больше похожи на сети человеческого разума, потому что в них реализуется функция оценки (reward function), по которой проводится оценка качества работы сети, при этом значения на выходе оказывает влияние на поведение сети на входе.
В частности, если сеть реализует игру, на выходе измеряется количество пунктов выигрыша или оценки позиции.
Для нас с вами вместо термина «выигрыш» лучше использовать термин «синтропийная прибыль».
Когда ваша сеть успешно решает какую-то проблему, то, получив желанное решение, вы испытываете душевный подъем, то есть катарсис.
Катарсис — это и есть сигнал о получении синтропийнойя прибыли. Почему прибыли?
Потому что, когда вы справляетесь с решением сложной задачи, то испытываете катарсис, а от этого катарсиса ваш разум наполняется новой порцией таланта. Получается «прибыль таланта». В этом и состоит суть занятий трансгрессингом.
Напоминаю, что в философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно катарсис трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души от аффектов.
Это означает следующее: когда вы пытаетесь решить задачу, плазма вашего разума возбуждается, и в ней образуются волны, которые называются фононами. Волны фононов создают поле возбуждения, похожее на облако.
Когда задача оказывается успешно решенной, то в плазме вашего разума проскакивает молния, которая схлопывает фононное поле в тонкую суперструну, в результате чего на экране вашего воображения вы видите картинку (образ) родившегося решения. Это, во-первых.
Во-вторых, плазма вашего разума получает прибыль в виде новой суперструны.
Ну и, наконец, в-третьих, вы испытываете сильное эстетическое наслаждение, потому что новая суперструна является новой гармонией, которая за счет резонанса с другими струнами дарит вам радость.
Формирование динамического рисунка | Какой рисунок открыть в альбоме |