Материал предоставлен http://aksenov.ru

Изучение теории полезно, но...

Представим себе, что некий молодой или не совсем молодой человек решил заняться бизнесом. Естественно, что от такой идеи у него рождается определенное чувство страха: а вдруг я сделаю что-нибудь не так?!

Страх подталкивает человека к необходимости купить какие-либо книги по бизнесу или пойти куда-нибудь учиться.

Большинство людей, прежде чем заняться практикой по какому-нибудь вопросу, предпочитают изучить теорию этого вопроса. И это правильно.

Чтобы наглядно показать, насколько полезно изучать теорию перед началом практики, я всегда рассказываю об обучении шахматистов.

Когда я начинаю заниматься с начинающим шахматистом, особенно со взрослым шахматистом, который уже умеет играть в шахматы, но шахматную теорию серьезно не изучал, то делаю следующее: ставлю на доске со своей стороны короля и пешку, а со стороны ученика одного короля и говорю, что сейчас проведу пешку в ферзи, после чего выиграю партию. Говорю и делаю. То есть провожу пешку в ферзи.

После этого я выставляю ту же самую позицию, разворачиваю доску и предлагаю ученику самому провести пешку в ферзи. У него ничего не получается.

Я опять разворачиваю доску и снова провожу пешку в ферзи. У ученика снова ничего не получается. И так двадцать раз.

Сначала всё идет нормально, но когда опыт повторяется в двадцатый или в тридцатый раз, то ученик начинает понимать, что столкнулся с каким-то фокусом. “Здесь что-то не так!” - говорит он сам себе.

Но я же от него ничего не прячу! Он же видит, как я провожу пешку в ферзи! Почему он не может повторить то, что делаю я?!

Ответ на этот вопрос знает каждый шахматист, изучавший шахматную теорию: у ученика ничего не получается, потому что он ничего не знает про оппозицию в шахматах.

А правило оппозиции крайне простое: между моим и его королем должно быть нечетное количество клеток (одна, три, пять или семь).

Согласитесь, что сосчитать количество клеток и сделать такой ход, чтобы между королями оставалось нечетное количество клеток может каждый.

Когда ученику рассказываешь про оппозицию в шахматах, он сразу же всё понимает, он начинает видеть то, что раньше для него было имплицитом (невидимым), он начинает без малейших затруднений проводить пешку в ферзи. А сколько мучился до этого!

Вот так же обстоят дела и в вопросе научного обогащения: бьешься, бьешься, ничего не можешь сделать, а проблема-то зачастую лежит на поверхности. Стоит освоить полезную теорию, и всё пойдет как по маслу.

Но ситуация с шахматной оппозицией является уникальной в том смысле, что для её освоения требуется небольшой опыт. Такой же небольшой опыт требуется и для того, чтобы научиться ставить мат конем и слоном. В обеих этих ситуациях работа с теорией занимает примерно такое же количество времени, как и практика, необходимая для накопления опыта.

Во всех остальных случаях ситуация резко меняется: теория забирает несколько дней, а практика забирает несколько лет.

А теперь давайте подчеркнем главное: нейросеть человека, как и любая искусственная нейросеть, не создана для хранения информации, она создана для хранения опыта. Поэтому никак невозможно обучить человека путем чтения теории. Обучить человека можно только путем прохождения практики. А теория нужна только для того, чтобы помочь организовать практику.

Предварительные выводы из сказанногоКакую теорию хочется изучить в первую очередь